Брелок: от амулета до гаджета

Роль и область применения брелоков менялась на протяжении истории, а вернее будет сказать, что они эволюционировали вместе с человечеством. Хоть сам термин появился только в XVIII веке, и относился к аксессуару, который прикреплялся к часовой цепочке или браслету, аналоги брелоков существовали с первобытных времен.

Первые брелоки-подвески имели не декоративный или утилитарный характер, а были напрямую связаны с религиозными и мистическими верованиями хозяев. Их нашивали на одежду, носили на поясе или закрепляли на инструментах и оружии, чтобы защититься от духов или наделить предметы обихода магическими свойствами. Другой их функцией была дифференциация людей по социальному статусу – вождь, охотник, земледелец и так далее. В ход шли когти и зубы убитых животных (а иногда и людей), раковины и минералы, изделия из дерева и кости, а позднее – металл. Есть свидетельства, что первые брелоки были частью бартерной системы – одним из первых эквивалентов денег.

Предпосылки к появлению брелоков, близких к современным, были заложены в Римской Империи, гражданам которой принадлежит изобретение и внедрение замков. По крайней мере об это говорят археологические находки. Конечно, первые замки придумали 3 000 лет назад в Древнем Египте, но их было так мало, что в изобретении какого-то особого способа упорядочить ключи не было необходимости. Римляне же стали использовать различные запирающие механизмы в быту, а там где были запоры, были и ключи, которые приходилось содержать в порядке.

Первые брелоки представляли собой простые металлические кольца, так как римляне уделяли больше внимания оформлению самих ключей, чем аксессуаров к ним. Использовать кольца продолжали вплоть до конца Средних веков, так как большинство людей предпочитало не запирать, а прятать свои личные вещи. Замки использовались для защиты особо ценного имущества, в хозяйственных и оборонительных целях.

Тем не менее день брелоков близился, так как вместе с техническим прогрессом развивались и эстетические потребности. Примитивные талисманы древности постепенно получили статус украшений, и изготовление брелоков-подвесок стало уделом ювелиров. В Средние века ими украшали элементы одежки, например, застежки, носили как кулоны и геральдические знаки отличия. С приходом эпохи Возрождения ювелирное искусство вышло на новую ступень развития вместе с новыми материалами и технологиями. В Италии стали изготавливать подвески-брелоки из цветного стекла в виде флаконов и бутылочек, которые наполняли духами, ароматическими настоями, а иногда и ядом.

Вот здесь-то на сцену и выходят брелоки в привычном для нас понимании. В XVIII веке их стали выделять как отдельный тип аксессуара, который считался очень модным и популярным среди аристократии. При этом они были преимущественно мужскими элементами туалета, которые носили на часовой цепочке или браслете.

Правильное обращение с брелоками было возведено в ранг искусства, служило признаком утонченного вкуса владельца. В среде аристократов-денди были разработаны свои правила сочетания брелоков и их ношения. Брелоки у элегантного кавалера чуть позвякивали, привлекая внимание окружающих дам. Мастера придавали им самые разнообразные формы, украшали слоновой костью, драгоценными и полудрагоценными камнями или эмалью. Близкий к переломному момент наступил в 1778 году, когда британский инженер Роберт Баррон придумал первый сувальный замок. Новый механизм быстро вошел в массовое производство, количество ключей в обиходе увеличилось, но для появления постоянного тренда на брелоки этого все еще было недостаточно.

К XIX веку мода на брелоки немного изменилось: их количество на цепочке уменьшилось до 2-3, их стали воспринимать как сувениры-воспоминания, например, о любимой женщине.

Постепенно брелоки совсем перестали носить в качестве аксессуара, и к XX веку, наконец, они стали привычными нам подвесками для ключей. Немалый вклад в этот процесс внесла быстрорастущая автомобильная промышленность. С распространением личного моторного транспорта в 1920-х и 1930-х годах появилась необходимость по соображениям безопасности запирать средства передвижения. Ключей с обращении сразу стало больше, и производители автомобилей увидели в этом новый рекламный инструмент, начав распространять брелоки с логотипами. А в середине 1940-х, когда повсеместно стал использоваться пластик, и их тиражи выросли до миллиардов штук в год. И вполне логично, что их стали комбинировать с другими полезными вещами – увеличительными стеклами, фонариками, линейками и так далее.

XXI век внес свои коррективы в моду на брелоки, и теперь они украшают не только ключи. Они распространились и на сегмент гаджетов – мобильных телефонов, портативных компьютеров и так далее. Причем миниатюризация технологий добавила им новый функционал – флеш-накопители, фоторамками, музыкальные плееры и многое другое. Некоторые из новинок наконец решили проблему затерявшихся где-то ключей. Так брелоки-маячки синхронизируются с мобильным телефоном, так что на ключи можно «позвонить».

О различных вариантах и модификациях брелоков можно говорить бесконечно долго. Также как их история, сфера рекламного применения разнообразна и увлекательна. Главное, найти верный ключик к клиенту.

 

 

Для одних брелок – это бесполезный аксессуар, для других – памятная мелочь, для третьих – талисман, приносящий удачу. И, кончено, это неизменный рекламный артикул в сотне промокаталогов, который был в обиходе еще в доисторические времена.
Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»
15.03.2014
К другим материалам СМИ