Кому актуально: Декабрь – время дарить подарки контрагентам, партнерам, сотрудникам. О том, какие аргументы помогут снизить налоговые риски дарения, читайте в статье.

Кому актуально: Декабрь – время дарить подарки контрагентам, партнерам, сотрудникам. О том, какие аргументы помогут снизить налоговые риски дарения, читайте в статье.
• Дружественные компании
• Налог на прибыль
• Вычеты по ндфл
• Налоговые проверки
• Вычет НДС
• Арбитражная практика по налоговым спорам
• Страховые взносы
На праздники, обычно это новый год или 8 марта, у компаний принято дарить презенты своим сотрудникам, контрагентам и партнерам. При этом каждая компания стремиться снизить налоговые убытки от подарков. Посмотрите, какие аргументы помогут снизить налоговые риски дарения и избежать признания налоговой выгоды необоснованной.
Вариант 1. Подарить подарок обычным способом
Но на стоимость подарков есть лимит. Если дар превышает 3 тыс. рублей, нужно оформить письменный договор дарения. Если стоимость ниже установленного лимита – достаточно устной формы (п. 1 ст. 572, п. 1, 2 ст. 574 ГК РФ).
Налог на прибыль. Компания при расчете налога на прибыль не вправе учитывать расходы на подарки. Так же, придется исключить и затраты связанные с их передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Можно попытаться учесть в расходах уплаченный с подарков НДС. Налоговики против этого, поскольку такой расход связан с безвозмездной передачей. Можно попробовать снизить потери от дарения, если апеллировать к природе налога – это безвозмездный и обязательный платеж. Если НДС не будет предъявлен контрагенту, его можно включить в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264, п. 19 ст. 270 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.13 № 15047/12).
НДС. Придется начислить НДС на стоимость переданных подарков. Ее нужно определять исходя из правил трансфертного ценообразования (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ).
Если компания начислила НДС, она вправе принять к вычету НДС, который заплатила при приобретении подарков. Чтобы это сделать, нужен счет-фактура (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
 
Вариант 2. Включить подарок в маркетинговые расходы
Когда коммерческая организация дарит контрагентам подарки, она рассчитывает укрепить с ними деловые отношения. Значит, такие действия не безвозмездны, а наплавлены на получение дохода. Чтобы признать подарки маркетинговыми расходам, нужно их прописать в маркетинговой политике.
В документе должно быть условие, за достижение каких целей компания вручает презенты представителям компаний-партнеров. Важно, чтобы маркетинговая политика содержала четкие критерии для дарения презентов. Но на сам процесс вручения подарков в рамках проводимой маркетинговой программы нужно составить приказ руководителя.
Налог на прибыль. Полностью претензии налоговиков в рамках маркетинговой программы исключить не удастся. Один из контраргументов ФНС — фактическую выгоду в виде подарка получит не конкретно контрагент, а его представитель — физическое лицо.
Чтобы обосновать будущую экономическую выгоду от подарков, желательно найти доказательства, что подобные акции укрепляют взаимоотношения с компаниями-партнерами. Например, сравнить и проанализировать поведение контрагентов в периодах, когда их представители подарков не получали и когда получали. Если удастся выявить взаимосвязь между деловой активностью и подарками через маркетинговые исследования, компания вправе будет считать затраты на подарки связанными с производством или реализацией (п. 1 ст. 252, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
НДС. Налоговые последствия по НДС те же, как и если подарить подарок безвозмездно. Но будет проще обосновать учет начисленного НДС в расходах, поскольку затраты на подарки для целей налогообложения уже признаны.
 
Вариант 3. Списать подарок на представительские затраты
Есть вариант списать стоимость подарков на представительские расходы, если презент можно съесть или выпить. То есть провести стоимость подарков как затраты на прием и обслуживание официальных представителей контрагентов. Но тут есть нюансы.
Налог на прибыль. В представительские расходы относят затраты на официальный прием и обслуживание представителей других организаций или участников, прибывших на заседание руководящего органа, совета директоров, правления и др.(подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Место проведения указанных мероприятий - не имеет значения. Главное чтобы у приема представителей других организаций была деловая цель — установление и поддержание взаимного сотрудничества (п. 2 ст. 264 НК РФ). Официальный прием — это завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие для указанных лиц, а также официальных лиц компании, участвующих в переговорах, буфетное обслуживание во время деловых встреч.
В нормах законодательства указано, что под видом представительских расходов можно провести только затраты на мероприятия. В рамках этого мероприятия компания может вручить презенты в виде алкогольных напитков или продуктовых наборов. Но расходы на них нужно списывать именно на мероприятие. Сами подарки, как вещи, под категорию представительских расходов не подпадают.
Чтобы подтвердить представительские расходы, компания вправе сослаться на любой документ, в котором будет указано, что деньги она потратила именно на представительские цели. Например, это может быть отчет руководителя. Кроме того, нужно обосновать расходы обычными первичными документами (письма ФНС России от 08.05.14 № ГД-4-3/8852, Минфина России от 10.04.14 № 03-03-РЗ/16288).
На размер представительских расходов установлен лимит. В течение отчетного (налогового) периода они не могут превышать 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за тот же период.
НДС. Компания вправе принять к вычету НДС с продуктов, которые приобрела (п. 7 ст. 171 НК РФ). Однако принять НДС к вычету можно только с тех расходов, которые были учтены для целей налогообложения прибыли. Если компания не сможет учесть расходы полностью, то часть предъявленного налога она не примет и к вычету. Включить в расходы этот налог она также не сможет (п. 1 ст. 170 НК РФ).
 
Вариант 4. Признать подарок рекламой
Если подарки привлекают внимание к компании, ее продукции, работам, услугам, их можно признать рекламой (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ). Но тут есть еще одно условие — реклама предназначена неограниченному кругу лиц. Поэтому далеко не все подарки удовлетворяют ему.
Подарки можно считать рекламными, если это продукция самой компании или покупные товары с ее символикой. Например, мелкие сувениры в виде блокнотов, флешек, ручек, кепок, брелоков. Несмотря на то, что закон не ограничивает ценовой диапазон таких сувениров, возможность получить эту рекламную продукцию должна быть у неопределенного круга лиц.
Если компания дарит сувениры исключительно своим контрагентам, это не реклама — круг лиц определенный (разъяснения Федеральной антимонопольной службы России от 14.06.12). Компании стараются обойти этот закон через рекламные акции. Например, генеральный директор издает приказ о раздаче призов на улице. Затем, чтобы подтвердить рекламные расходы, составляет отчет о проведении этой акции.
Такая схема может сработать с недорогими презентами. Но если речь будет идти о каких-то дорогостоящих или громоздких подарках, то у инспекторов возникнут сомнения в том, что акция состоялась именно в таком виде. Они начнут искать доказательства обратного, например допрашивать свидетелей.
Налог на прибыль. У компании должны быть нормативы расходов на рекламу в виде подарков (подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). Затраты не могут превышать 1 процент выручки от реализации. Выручку рассчитывают по правилам статьи 249 НК РФ.
НДС. Компания должна начислить НДС с реализации, как и при любой безвозмездной передаче (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если компания начислила НДС, то предъявленный налог должна принять к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Ограничение по сумме рекламных расходов значения не имеет. Но тут есть исключения.
Первое: Если стоимость подаренной сувенирной продукции с символикой компании менее 100 рублей, это затраты на создание (приобретение). Такие операции не подлежат налогообложению (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Второе: Если подаренные сувениры не отвечают признакам товара, раздача таких рекламных материалов не приводит к образованию объекта обложения НДС (абз. 4 п. 12 постановления от 30.05.14 № 33).
Налоговики не придерутся если компания будет раздавать каталоги продукции, буклеты, значки с рекламной символикой. Эти материалы не рассматриваются как самостоятельный товар. Другое дело если компания подарит в качестве сувенирной продукции что-то обладающее потребительской ценностью (письмо Минфина России от 23.10.14 № 03-07-11/53626).
Если компания не начисляет НДС при передаче рекламной продукции по любым из названных оснований, то входящий НДС она должна включить в стоимость товара (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Но здесь возникает необходимость вести раздельный учет (п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ).
 
Вариант 5. Заплатить подарком за труд
Компания вправе дарить подарки сотрудникам, как на регулярной основе, так и разово. В первом случае условие о подарках нужно прописать в коллективном или трудовом договоре. Во втором — в приказе об их передаче.
Налоговые последствия будут различаться в зависимости от характера подарков. Они могут быть стимулирующим либо социальным.
Налог на прибыль. Подарки к юбилеям, дням рождения, свадьбам – это социальный характер. Эти расходы нельзя включить при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). Если выплаты стимулирующие, их можно признать частью системы оплаты труда (ст. 129, 135 ТК РФ). Такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 1 ст. 252, ст. 255 НК РФ).
О стимулирующем характере подарка, кроме ссылки на это в коллективном договоре, говорят такие факторы, как:
· регулярность;
· зависимость стоимости от должности, стажа, оклада работника, качества труда и иных трудовых оснований.
Обычно такие выплаты называют денежными премиями. Но вещественный характер не исключает возможности признать и подарки заработной платой — трудовое законодательство не запрещает работодателю выплачивать ее частично (до 20%) в натуральной форме (ч. 2 ст. 131 ТК РФ).
Если выплаты к праздничным датам зависят от трудовых показателей, суды позволяют их отнести к расходам на оплату труда (постановления АС Московского от 05.12.14 № Ф05-13874/2014, Уральского от 17.12.14 № Ф09-8372/14 округов).
НДС. Вопрос о начислении НДС бесспорен, если подарки носят социальный характер (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.13 № 1001/13).
Если подарить подарок в качестве натуральной формы оплаты труда, это вызовет споры. Суды указывают на то, что оплата труда не признается объектом налогообложения (постановления АС Восточно-Сибирского от 31.03.16 № Ф02-1469/2016, Московского от 10.10.16 № Ф05-14751/2016 округов). Но налоговики не согласны.
В спорах ФНС ссылается на выводы Пленума ВАС РФ (п. 12 постановления от 30.05.14 № 33). Он из объекта налогообложения при безвозмездной передаче кроме упомянутых рекламных расходов вывел только операции по бесплатному предоставлению работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в натуральной форме (например, при наличии вредных или опасных условий труда).
Страховые взносы. Если компания и физлицо не состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях, связанных с выполнением лицом работ или услуг, то не возникает объекта обложения (п. 1 ст. 420 НК РФ).
В случае с работниками страховые взносы нужно платить, если подарок — элемент оплаты труда. Базу по социальному страхованию нужно рассчитывать по правилам трансфертного ценообразования (п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 7 ст. 421 НК РФ, определение ВС РФ от 27.08.14 № 307-ЭС14-377). Так же страховые взносы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Если подарок носит социальный характер — не связан с трудовыми отношениями, то взносы уплачивать не надо (п. 1, 4 ст. 420 НК РФ, письмо ПФР № НП-30-26/9660, ФСС России № 17-03-10/08-2786П от 29.07.14)
______________________________________________________________
Подарки физлицам образуют облагаемый НДФЛ доход
Физические лица должны заплатить НДФЛ с подарков, которые получили (подп. 6, 10 п. 1 ст. 208 НК РФ). Компания, которая подарила презенты, выступает налоговым агентом. Она обязана исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет. Если этого сделать невозможно, то нужно сообщить о полученном физическим лицом доходе в инспекцию. Ставка налога для резидентов — 13 процентов.
Величина дохода определяется по правилам трансфертного ценообразования. В стоимость подарков нужно включить начисленный при их передаче НДС. При этом сумму облагаемого дохода можно уменьшить на 4 тыс. рублей в год (абз. 2 п. 28 ст. 217 НК РФ). Если стоимость подарка не превышает данную сумму, то компания не обязана учитывать этот доход и сообщать о нем в инспекцию ни в форме 6-НДФЛ, ни в форме 2-НДФЛ (письма ФНС России от 19.01.17 № БС-4-11/787@, от 01.08.16 № БС-4-11/13984@).
Расходы на представительские мероприятия не образуют облагаемого НДФЛ дохода у участников — физических лиц. Это следует из выводов Президиума ВС РФ (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утв. 21.10.15). Участники представительских мероприятий получают блага не в собственных интересах, а в интересах компании. Мероприятие не преследует цель — удовлетворить личные нужды участников.
03.12.2017
К другим новостям каталога